Проповеди

Моление о сохранении творения Божия

Сегодня, в первое воскресенье сентября, во всех храмах Русской Православной Церкви совершается особая молитва о сохранении творения Божия.

В одном из  евангельских отрывков, читаемых в субботу вечером, в канун воскресного дня, Господь говорит: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари». Всей Вселенной, всей твари. Хотя чуть дальше сразу же идут слова «и кто уверует и будет креститься, тот спасен будет», слова, которые предполагают, что, прежде всего благовестие должно быть обращено к людям. Но все равно, Евангелие должно быть возвещено всей твари, и мы все к этому призваны.

Но что это значит? Мы знаем, что все сотворённое Господом — совершенно, и до момента грехопадения отношение между человеком и остальным творением были идеальными. Наречение имени животным на языке Священного Писания означает полную власть наших прародителей над миром живых существ, но мы должны помнить, что природа человека до грехопадения была совершенно иной. Власть человека над миром, данная ему Богом, исключала всякую жестокость, несправедливость. Прямое общение с Господом Адама и Евы сообщало им такую меру благодати, которую мы себе и представить не можем, потому что живем в мире, изуродованном грехом. Совершив предательство по отношению к Творцу, наши прародители подвергли не только себя, но и сотворенный мир огромной опасности. Посредством греха человек вносит страдание в этот мир. Утратив в значительной степени то царское достоинство, которым сверх всякой меры наградил его Господь, человек утратил свою власть и над миром. Смерть и ущербность посредством человека вошли в этот мир. Очень верно апостол Павел передал нам библейское понимание разрушительности человеческого греха следующими словами: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).

Как мы можем возвестить Евангелие твари? Как мы можем возвестить Евангелие природе, как мы можем возвестить Евангелие нашим меньшим братьям, животным? Слова они, наверное, не поймут. Но вся тварь, любая тварь, поймет красоту, любовь и ласку. Вот именно этой добротой, именно любовью, именно красотой своей жизни мы можем возвещать Евангелие всей твари. Более того, не просто делать его известным – мы можем делать его своей жизнью актуальным, воплощенным, реализованным. Ведь суть Евангелия в том, что Царство Божие пришло, что Бог берет этот мир в Свои любящие, добрые, ласковые руки. И вот, важно показать это миру, показать это каждой твари. Показать, что Бог здесь, что Он не грозный судия, не испепелитель этой Вселенной, а любящий Отец, жаждущий спасения всего – какая великая ответственность лежит на каждом из нас, и как это здорово, как это красиво!

Поэтому каждый из нас, чтобы явить в себе подобие Божие, не может быть безучастным к судьбам замечательного мира Божия. Через деятельное преображение своей души, и, следовательно, жизни, мы становимся иными. Приближаясь к Богу и ближнему, мы меняем наше отношение к нашим «меньшим братьям», являя образ человека, устремленного к будущему, к полноте Царства Божия, в котором всех ожидает полнота жизни.

Давайте задумаемся об этом. Очень часто нам кажется, что наша жизнь бессмысленна, что наша жизнь бесцельна. Мы становимся христианами, и порой не знаем, зачем. Мы живем, и не знаем, для чего. Вот – «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари»! Сделайте этот мир красивым, сделайте этот мир добрым, приласкайте его – и вы оправдаете свою жизнь и исполните заповедь Христову.

Да хранит вас Господь.

По проповедям священников Владимира Лапшина и Иоанна Кадара

Явление святителя Николая в Сибири

Сегодня мы празднуем день рождения – рождество – святителя Николая Чудотворца. В ознаменование этого события, как и в прошлом году, у нас в храме гостит образ святителя, принесенный из Никольской часовни базы «Ника» в селе Узнезя.

На Руси любой человек знает или слышал о святом Николе Угоднике и его скором заступничестве за людей, просящих о помощи. Николай Чудотворец самый уважаемый, любимый и почитаемый,  самый  строгий  и  самый милостивый, самый родной и теплый святой в каждой православной   семье,   в   каждом  доме. Церкви во имя святителя Николая были на Руси с незапамятных времен.

Не обошел славный святой своим присутствием и Сибирь. Пожалуй, самое замечательное явление небесного попечения святителя Николая о христианах произошло в Томске, в селе Семилужное.

Событие это произошло в 1702 г., в царствование Петра Алексеевича. В доме вдовы Соломин Прокопьевой лежал на смертном одре болезни житель г. Томска Григорий Саввич Рожнев. Родственники и соседи, отчаявшись в надежде исцеления больного, окружили его постель и молча ожидали разлучения души с телом. Но в это время они обратили внимание на странное изменение в поведении больного. Он как будто вдруг начал чего-то страшиться и трепетать. Они с напряженным вниманием следили за изменение в состоянии больного. Вдруг, смертельно больной, который был до сих пор недвижимый, как бы невидимою силою всем телом поднялся с постели и начал говорить с кем-то незримым для окружающих. Говорил он много и все, как будто давая ответы на чьи-то вопросы и чьи-то замечания. Наконец он громко вскрикнул: «Господи, все это сотворю, помилуй меня». После этого Григорий тихо опустился на постель. Бывший смертельно больной пришел в себя и, озирая всех, объявил, что он совершенно здоров и что только чувствует в себе большую слабость. Все бывшие при этом событии крайне изумлялись происходящему с Григорием. Не меньше они удивлялись и тому, что после этого необычного происшествия на домашнем иконостасе появилась икона святителя Николая чудотворца, которую они никогда в этом доме не видели. Соломия Прокопьевна утверждала, что у нее никогда такого образа не было, и все бывшие в доме говорили, что никто из них этой иконы не приносил.

Вот рассказ самого Григория Рожнева. «Лежа на постели, – говорил Григорий, – увидел я в избе и даже на улице множество черных и отвратительных чудовищ (бесов), они сначала производили разные мерзкие игры, потом все напали на меня с такой лютостью, что я подумал: они меня тотчас же растерзают.  Тогда  я  взмолился   Господу Богу,  да  избавит  меня   от  этих скверных демонов и не попустит мне грешному и окаянному от них погибнуть. Вдруг, после этого, в комнате сделалось необыкновенно светло, и бесы исчезли. При этом я увидел образ (икону) Святителя Христова Николая, который сиял, как солнце, и несся он сам собою, поддерживаемый невидимою силою. За образом шел старец, похожий на изображенного  на иконе, в архиерейской одежде,  с копьем в руке. Икона, принесенная в дом невидимою рукою, тою же   невидимою   рукою   была поставлена на домашний иконостас, и пред нею сама собою загорелась свеча. Тогда старец положил мне на сердце свое копье, и я ощутил как болезнь моя вмиг прекратилась.

А он грозно сказал мне: «Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на диавола и не добре говоришь о богатстве. Скажи мне, как ты вот тогда то, идя по дороге, рассуждал о нем?». Тут Григорий явно ощутил, что этому старцу все про него известно. В том числе и злые   помыслы   его.   Ибо   он, действительно,   последнее   время много роптал на свою бедность. И рассуждал в уме своем, что богатство, скорее всего, при помощи бесов достигается. И что он, живя благочестиво,  никогда богатства не наживет и богатым не станет. Нужно отступить от правды, от истины, и тогда будет богатство, а если  жить   честно,  то   богатства никогда не будет. Так рассуждая, Григорий дошел до мысли,  что бесы   помогают   собирать   богатство, и что хорошо бы и ему с ними завести знакомство и дружбу, только чтобы не жить бедно. Потому небесный гость сказал ему: «Безумный и малодушный! Ты призвал бесов мыслями своими, и они погубили бы тебя в бедности твоей и настоящей болезни твоей. Если бы я не поспешил к тебе  на помощь, они бы погубили тебя душевно и телесно.

– Да знаешь ли ты, кто я такой? – спросил таинственный старец.

– Не знаю, господин мой, господин, кто ты? – отвечал я ему.

– Я архиепископ Николай Мир Ликийских чудотворец, скорый заступник христиан  в бедах  и скорбях. Икона, на которой был изображен лик мой, была в доме Ильи Крестинина, но вместе со мной отошла оттуда, потому что там оставаться ей мерзко. В доме том срам и беззаконие: ворожба, бесстыдные игры, песни, пляски, пьянства, легкомысленные, безрассудные   сборища.   Все   это оскверняет  человека  и  ведет к погибели. Поэтому я вышел из его дома, не терпя беззакония. В дом же Соломии пришел я, уважая чистоту и целомудрие ее и страннолюбие. Но и ей мне есть, что сказать. Она за детьми своими не следит, во всем снисходит им. Они же со сверстниками своими сквернословят, воскресных и праздничных богослужений не знают, но в дни эти вместо службы спят, рано едят и пьют. Все это истинному христианину не прилично. Так что ты Григорий скажи Соломии и детям ее, чтобы исправили жизнь свою, иначе беды им будут. Что же касается Илии, то его сокрушат тяжкие болезни, в них же он жизни и лишится, а дом его сгорит. Образ мой, который ты видел вошедшим в дом этот, пусть будет с честью отнесен в деревню Семилужную и пусть поставят его там, в часовне Вознесения Господня: я хочу, чтобы там стоял и был почитаем мой образ». После этого светоносный старец сказал мне: «Отселе ты, Григорий, здоров, исцеляет тебя Господь   мой,   Иисус   Христос, мною, рабом Своим. Ты же, когда совершенно оправишься от болезни своей, иди в град Томск и рцы (говори) без боязни всем во граде священноначальникам,  градоначальникам,   судиям   градским  и прочим гражданам, что все они прогневали Творца своего и Господа, и ходят в путях беззакония своего   и   мерзких   похотей.   Все уклонились от пути правды, всяк возраст и всяк род, рабы и свободные, простые и воины, начальники и подчиненные, мужи и жены, отроки и старцы, иноки и бельцы, священники и люди церковные. Все непрестанно согрешают обидами   и   уничижением   слабых, лихоимством и корыстью, ложью и малодушием, бесчинством и прелюбодействами. Если же не прекратят сих беззаконий, не умолят Господа своего покаянием, слезами, и не покажут веры своей делами, которые заповеданы христианам, разумею же любовь, долготерпение, человеколюбие, милосердие, мир, истину, правду, кротость, воздержание, целомудрие, то не минуют грядущих бед и напастей. К тому же и сие повелеваю, кто уразумел слово мое пусть запретят неразумным, чтобы прекратили всякие игры бесовские, уста свои сохраняли от сквернословия и отвратились от дел лукавых и развращенных. Если же не внемлют, то Божьего воздаяния не избегнут». Наконец старец тот сказал мне: « Будешь ли ты объявлять людям об этом видении возвещать это страшное повеление? Если нет, то сейчас же погибнешь злосчастный!». Тут-то я и закричал: «Господи! Сотворю все это, помилуй меня!». После этого он тихо опустил меня на постель и сам стал невидим».

Икона святителя Николая, перенесенная невидимою силою из дома Крестинина в дом вдовы Прокопьевой, согласно повелению Святителя, была отнесена крестьянами при сопутствии священника Иоанна Кузьмина, из деревни Крестинино в деревню Семилужную и поставлена в Вознесенской часовне (вместо которой впоследствии была выстроена церковь).

Для отвращения гнева Божия от Томска воевода Георгий Петрович Соловово, градоначальники, священноначальники, лица духовные и граждане положили общим советом послать в деревню Семилужную священнослужителей и церковнослужителей Воскресенской церкви (священника Афанасия Андреева с причтом) с нарочитыми гражданами, для того чтобы принести оттуда с подобающими почестями ознаменованную особенною благодатью Божьею   икону   Мирликийского Чудотворца в город. Посланные отправились и совершили порученное им. В день Преображения Господня 6 (19) августа, когда принесли святую икону в город, все граждане, от мала до велика, вышли ей на встречу, приняли ее с радостью и умилением, и долго в посте и покаянии молились пред нею, служили пред нею молебны. Господь призрел на слезы и молитвы и покаяние жителей Томска и, по ходатайству святителя Николая, пременил свой гнев против них на милость.

С  тех  давних   пор  ежегодно икону Николая Чудотворца приносили в город. Многие томичи ходили  встречать икону в село Семилужное за 30 верст.

На сегодня следы явленной иконы Святителя затерялись, однако можно представить, как она  выглядела  по литографии,   исполненной в 1885 году томским художником   П.М.   Кошаровым.  Очевидцы утверждали, что семилуженский образ Николая Чудотворца был написан в традициях  Московской школы иконописи  XVII века. Образ имел небольшие  размеры 31×27 сантиметров, но  вскоре после его пребывания в  Томске, мастера изготовили массивную доску-раму (76×67 см) с изображением 12-ти сюжетов жития святителя Николая. В нее поместили почитаемый образ Святителя.  Потому  в  немногих  описаниях очевидцев упоминается огромная  икона. Образ Николая Чудотворца  и   рама  с   клеймами   были покрыты   объединяющей   их серебряной ризой, окладом. На вызолоченном   нимбе   Николая Чудотворца, украшенном жемчугом и цветными камушками, сияла корона, увенчанная жемчужным крестом.

В 1936 году после закрытия Вознесенской церкви села Семилужного, чудотворная икона Святителя была перенесена в Воскресенскую, а затем в Троицкую церковь города Томска. Далее следы чудотворной теряются…

На базе «Ника» в селе Узнезя, стараниями ее хозяина Николая Александровича Вяткина в часовне святителя Николая появилась точная копия Семилужной иконы.

Великий Святитель всегда выступал поборником христианской веры, правды Божией и властным обличителем несправедливости, лицемерия, неправды, кощунства (вспомним явление святителя Николая в XX веке, известное как «Зоино стояние») и всякого греха. Именно в таком качестве он явился в Томске, призвав жителей города и селений изменить свою суетную жизнь. Наши предки помнили о явлении Николая Чудотворца непрестанно, каждый год в память о нем совершался главный крестный ход города Томска. Они помнили, — мы почти на столетие забыли.

Святитель Николай призывает нас к совершенству, к внутренней духовной работе, к устранению всякого греховного изъяна и недуга. Нужно только признать бытие объективной духовной реальности, которая существует, хотим мы этого или не хотим, нужно только тем самым начать духовную жизнь. И тогда душа узнает такую радость, что прежние наслаждения нам покажутся срамом и злосмрадием, ибо душа будет наполнена неземным светом, она полетит на крыльях, она будет дышать неземным воздухом, она, наконец, узнает, что такое душевный мир, она будет охвачена любовью и готова будет дарить ее каждому. Душа будет готова на многие жертвы, только бы ей не терять это новое бытие чистоты, истины, правды , мира, духовного покоя от созерцания и близости Того, Кто сказал: «Я пришел к вам для того, чтобы вы имели в себе радость Мою совершенную» (Ин.17,13).

 

Из книги священника Николая Абрамова «Чудо явления святителя Николая Мирликийского Чудотворца и его иконы в селе Семилужном и покаяния града Томска»

11 августа 2019 г.